Огюст Раффе (Дени Огюст Мари Раффе Denis-Auguste-Marie Raffet 1804-1860) — французский иллюстратор и график, автор многочисленных литографий, лучший художник военных сцен своего времени.
Раффе с детства увлекся рисованием. По вечерам посещал художественные занятия. С 18 лет расписывал фарфор на Севрской мануфактуре. Через некоторое время он изучил технику выполнения литографии, но продолжает практиковаться в большой живописи в академии Сюиса. Затем поступает в Парижскую школу изящных искусств в студию Гро, и наконец становится учеником Шарле.
Портрет Раффе в процессе создания альбома Путешествие в Южную Россию и Крым
Огюст Бри (1839)
После провала в конкурсе на получение Римской премии, Раффе отказывается от большой живописи и посвящает себя литографии и гравюре. Его литографии, иллюстрировавшие времена Французской революции, наполеоновских кампаний от Египта до Ватерлоо, стали пользоваться большой популярностью и сделали Раффе известным. За свою жизнь он создал более 800 литографических работ – и стал крупнейшим художником-баталистом своего времени. Художник изобразил осаду Антверпена, завоевание Алжира, осаду Рима французскими войсками в 1848-1849гг, Итальянскую кампанию 1859г. Иллюстрировал более 45 книг. Самыми важными работами Раффе стали графические циклы Люцен и Ревия, Путешествие в Южную Россию и Крым, а также иллюстрации к произведениям Р.Шатобриана, историческим трудам Тьера, французским переводам Плутарха и В.Скотта.
Титульный лист
"Путешествие по югу России и Крыму Венгрией, Валахией и Молдовой", выполненное в 1837 году под руководством г-на Анатолия Демидова М.М. Sainson, Le Play, Huot, Leveille, Rousseau, Nordmann и Ponceau; Раффет украшен 64 гравюрами от природы; Dedie HM Nicolas I-er, император всей России, Париж, 1841
В 1837 году русский и французский меценат, представитель богатейшего рода предпринимателей знаменитых уральских горнозаводчиков, князь Сан-Донато - Анатолий Николаевич Демидов (1812-1870) организовал за свой счет научную экспедицию для изучения юга Российской империи и Крыма. В экспедиции приняло участие 22 человека - французские ученые, инженеры и художники, в том числе и Огюст Раффе. Во время этой экспедиции было собрано много исторической, археологической, географической информации о малоизученных и ранее неизвестных регионах, их народах и культуре.
Результаты этой экспедиции впоследствии были опубликованы в превосходно изданном описании «Voyage dans la Russie Meridionale et la Crimee par la Hongrie, la Valachie et la Moldavie, execute en 1837, sous la direction de M. Anatolе de Demidoff par MM. de Sainson, Lе Play, Huot, Leveille, Rousseau, de Nordmann et du Ponceau; Orne de 64 gravures d’apres nature par Raffet;». Dedie a S. M. Nicolas I-er, Empereur de toutes les Russies, Paris, 4 vol., 1840—1842. «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году Анатолием Демидовым» - было переведено на русский язык и издано 1853 году. Огюст Раффе иллюстрировал это издание в него были включены 64 его гравюры. Огюст Бри за издание альбома был награжден императором Николаем I большой золотой медалью.
Страны, в которых побывал Демидов с экспедицией, описанные в издании, в настоящее время являются территориями Венгрии, Румынии, Молдовы и Украины. Издание было переведено на итальянский (1841), польский (1845), английский (1853), немецкий (1854) и испанский языки.
Маневр 15 сентября
В июне-октябре 1837 года в Российской империи в Вознесенске проходили большие кавалерийские маневры. Это были особые события не только для города и всей Российской империи, но и для всего мира. На протяжении года длилась подготовка к маневрам. Они должны были стать грандиозной демонстрацией русской военной мощи перед многочисленными представителями Европы. Организация и подготовка такого смотра войск была поручена графу Ивану Иосифовичу Де Витту (1781-1840) генералу, инспектору всей резервной кавалерии. Масштабы маневров были столь огромны, что Де Витт получил от императора, в знак благодарности, за организацию маневров и обустройство Вознесенска высшую награду Российской империи - Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Огюст Раффе не мог не попасть на столь грандиозную демонстрацию военной мощи. Он говорил «что, скорее согласен умереть, нежели не поспеть во-время в Вознесенск». Поэтому вместе с членами научной экспедиции приезжает в Вознесенск. «Давно ожиданный смотр войск на берегах Буга вскоре должен был последовать, и многие из нас имели случай присутствовать при этом величественном зрелище» (стр.379 рус.издания)
Страницы издания Демидова «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году Анатолием Демидовым»
На тот момент уездный городок Вознесенск являлся приграничным районом, где размещался штаб Сводного кавалерийского корпуса, и в случае войны с Османской империей Вознесенск служил важным форпостом. Ландшафт пригорода с просторными степными долинами идеально подходил для учений кавалерии, где можно было с размахом выполнять различные маневры.
Вот как описывают увиденное участники научной экспедиции по приезду в Вознесенск.
«Прибыв, часов в пять вечера, в большую деревню Кантакузовку, стоящую на крутом холме у берега Буга, мы увидели знаменитый Вознесенский лагерь, о котором во всей Европе уже заранее носились разные диковинные слухи. И в самом деле, изумительное зрелище представлял этот город, внезапно возникший под стопами самой грозной кавалерии, какая когда-либо существовала в мире…. Кавалерия, для которой преимущественно готовилось это величественное торжество, стояла лагерем вдоль Буга; ряды ея палаток, простиравшиеся слишком на пятнадцать верст, терялись в отдалённости среди рощ и между излучин реки... Лагерь пехоты занимал место на плоской, несколько изогнутой, высоте и простирался в виде длинной полосы, отличавшейся яркою белизною….»(стр.380 рус.издания)
Лагерь пехоты
«Положение Вознесенска самое благоприятное; обширные луга, простирающиеся близь него, по берегам Буга, доставляли чрезвычайно много удобств для того, чтобы сделать из этого места центр для большой массы кавалерии. Никогда, может быть, не бывало сосредоточено на одной точке такой многочисленной конницы, и это-то самое обстоятельство составляло главную прелесть ежедневных смотров, здесь происходивших, этих военных маневров, этих примерных сражений, при которых вся громадная масса войск двигалась, останавливалась, шла вперед, сражалась как один человек, но как человек издавна и вполне свыкшийся с благородным военным ремеслом.» (стр.381 рус.издания)
Пересечение передовой линии
«Нас пускали повсюду, нам все показывали. Мы осматривали, попеременно, то кавалерийский лагерь, раскинутый на разстоянии пятнадцати верст, по берегам Буга, местами среди рощ, местами на открытых равнинах, то лагерь пехоты, заключавший двадцать восемь батальонов, которых палатки, симметрически разставленныя, далеко тянулись от самого Вознесенска по огромной плоской возвышенности, совершенно защищенной от сырости. » (стр.398-399 рус.издания)
Обычно, все утро посвящалось маневрам, а вечером проходили празднества, давались балы, театральные представления, концерты.
Император Николай I
«Государь прибыл в лагерь 29-августа, а Государыня Императрица 5-го сентября вечером, при теплой, ясной погоде»(стр.382) дата указана по новому стилю.
Кроме монарха и императрицы Александры Федоровны в Вознесенск прибыли: наследник Александр, великий князь Михаил Павлович с супругою и великая княжна Мария Николаевна, множество корпусных и дивизионных командиров из всей армии, несколько гвардейских генералов и почти все генерал- и флигель-адъютанты; из иностранцев: австрийский эрцгерцог Иоганн; прусские принцы Август и Адальберт; принц Фридрих Виртембергский; герцог Бернгард Веймарский со своим сыном; герцог Лейхтенбергский из Баварии; австрийский посол, граф Фикельмон, и генералы австрийские: князь Виндишгрец и Гаммерштейн с 24-мя офицерами, и прусские: Натцмер и Бирнер с 8-ю офицерами, английский генерал Арбутнот, два датских офицера и от султана Мушир-Ахмет-паша с 6-ю офицерами. Иностранные дипломаты, актеры, художники, журналисты и множество других представителей Европы.
Бал в Вознесенском лагере, в честь прибывших императора и императрицы. В центре зала среди офицеров в черном мундире стоит император Николай I, рядом генерал кавалерии де Витт.
«…большой общий смотр кавалерии происходил 26-го августа (7-го сентября новаго стиля)…. »
Смотр кавалерии, проводимый Императором и Императрицей в лагере в Вознесенске
7 сентября 1837 г.
«…В заключение смотра, Государь изволил остановиться у коляски Ея Величества, и войска начали проходить церемониальным маршем. Дивное зрелище представляли эти триста пятьдесять эскадронов, отличавшиеся не только красотою людей, разнообразием и блеском мундиров, но и превосходством коней, которые в каждом полку были одинаковой масти….» (стр.400-401 рус.издания)
Император Николай I и Де Витт лично руководили маневрами.
Парад артиллерии
В учениях приняли участие 350 эскадронов кавалерии, 28 батальонов пехоты, 169 орудий, 32 роты артиллеристов, 24 эскадрона и 3 батареи кантонистов (стр.392рус. издания). Численность личного состава достигала 100 тысяч.
ИСЧИСЛЕНИЕ
Войск, собранных в Вознесенске для смотра, происходившего в 1837-м году.
Один из замечательных случаев, произошедших с Раффе, описывается в издании Демидова.
«Этот артист (Раффе), страстный до военных зрелищ, с невыразимым восторгом присутствовал при торжествах, происходивших в Вознесенске: как жадно он все осматривал, как усердно скопировывал блистательные эскадроны, мелькавшие мимо него. Однажды, срисовывая кавалеристов, отличавшихся прекрасными мундирами, он вдруг услышал, что кто-то зовет его. Голос, произносивший его имя, был повелительный, громовый, чрезвычайно благозвучный. Рафе быстро обернулся, и что же! его кликал Сам Государь Император!
Его Величество, подозвав нашего художника, изволил несколько времени милостиво разговаривать с ним. Можно себе представить в каком смущении и вместе в каком восторге находился тогда наш скромный артист!
Вслед за тем, он имел счастие быть представлен Их Императорским Величествам в самом дворце, по возвращении из котораго к нему приехал один из отличнейших штаб-офицеров, барон Ган, имевший поручение доставить г-ну Рафе средства осмотреть в Вознесенске и срисовать все, заслуживающее особеннаго внимания.»(стр.399-400 рус.издания)
Русская артиллерия (в Вознесенске)
После проведения главного маневра 26-го августа по старому стилю -7-го сентября по новому стилю, члены экспедиции продолжили свой путь, а Раффе остался еще на некоторое время для выполнения этюдов, зарисовок, иллюстраций.
«…мы с сожалением выехали из Вознесенска, оставив в нем одного Рафе, который не вдруг мог разстаться с этим дивным лагерем, и располагался еще многое срисовывать в нем.» (стр.402 рус.издания)
В путешествии Огюст Раффе нарисовал многочисленные этюды, эскизы, иллюстрации, создал около ста литографий, над которыми трудился в течении 10 лет.
Примечание:
Даты в описаниях событий в издании Демидова «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию…», а также в литографиях Раффе указаны по Григорианскому календарю (новому стилю). А в дневниках Николая I, записках графа А.Х. Бенкендорфа и других очевидцев, даты указаны по Юлианскому календарю (старому стилю).
Так например:
-Император Николай I прибыл в Вознесенск 17 августа-(29 августа нового стиля);
-Императрица приезжает в Вознесенск 24 августа-(5 сентября нового стиля);
-Большой общий смотр кавалерии происходил 26 августа-(7 сентября нового стиля) стр.439 фр. издания-стр.400 рус. издания;
-Большой бал в честь приезда императора и императрицы, организованный Де Виттом состоялся 30 августа-(11 сентября нового стиля);
-Закончились торжества балом, данным императрицей 3 сентября-(15 сентября нового стиля);
-Отъезд Николая I 4 сентября-(16сентября нового стиля).